Загрузка поисковой строки

Влияние СМИ на развитие детей и подростков

Телевидение, другие средства массовой информации (в т.ч. социальные сети и профессиональные СМИ, например, ) уже давно стали не только источником информации, но и средством воспитания, образования - формирования личности. Надо ли отбирать информацию, которую будет смотреть Ваш ребенок? Надо ли ограждать его от части программ, фильмов и игр? Самый простой ответ на это - "надо все знать" или "пусть все увидит". Но стоит ли так спокойно относиться к медиа-материалу? Так ли он безобиден?

Например, в недавно опубликованном исследовании в журнале Pediatrics, говорится, что просмотр двух разных мультфильмов детьми одного возраста приводит к различным результатам в тесте на умственные способности. Дети, просмотревшие нелогичный по сюжету мультфильм ("Губка Боб"), герои которого совершали хаотичные, часто бессмысленные движения, справились с тестом намного хуже детей, которые смотрели другой менее динамичный и спокойный мультфильм ("Caillou"), и тех детей, которые просто рисовали.

В тоже время, кроме явного влияния на формирование навыков и интеллекта, медиа-контент влияет и на поведение детей и подростков, психическое развитие которых еще не завершено. Обилие сцен насилия делает детей и подростков все более агрессивными, а порой - равнодушными к проявлению насилия по отношению к другим людям. Телевидение и игры демонстрируют им новую агрессивную модель поведения, которая позволяет быстро и эффективно разрешить возникшую конфликтную ситуацию. Согласно исследованиям, дети проводят у телевизора больше времени, чем в школе - около 28 часов в неделю. К возрасту 18 лет типичный американский ребенок просмотрит более 200 тысяч актов насилия, в т.ч. 16 тысяч убийств. На телеэкранах в среднем транслируется 812 сцен насилия в час; но и детские программы, мультфильмы тоже содержат подобные сцены - до 20 в час.

Причины роста насилия в молодежной среде многогранны; среди них - бедность, психические заболевания родителей и других членов семьи, жестокое обращение с детьми, демонстрация сцен насилия дома и в обществе, наркомания и другие психические заболевания. До 4 лет дети не могут различать действительность и фантазии и могут воспринимать насилие как повседневность. Способы ненасильственного же решения конфликтов в прессе, на ТВ малопопулярны.

Существуют и другие формы насилия, которым подвергаются дети и подростки. В одном исследовании было показано, что 15% музыкальных клипов содержат сцены межличностного насилия. Источником насилия также является доступ в Интернет, видеоигры. Данных о случаях насилия в Интернете мало, но вызывает опасение существование некоторых сайтов, которые могут предоставлять информацию о создании взрывных устройств, как приобрести огнестрельное оружие. Существуют также исследования, посвященные влиянию компьютерных игр на поведение детей и подростков.

Американская академия педиатрии (AAP) создала список рекомендаций по решению данной проблемы. Она предполагает, чтобы врачи открыто говорили с родителями о характере просматриваемых материалов их ребенком. Родители должны ограничивать просмотр телевизора до 2 часов в день, смотреть программы со своими детьми, что позволит контролировать качество телепрограмм или фильмов. Врачи должны способствовать развитию т.н. "медиа-грамотности" родителей и школы, благодаря чему станет возможно научить детей правильно понимать то, что они видят по телевизору, в кино, в т.ч. - в рекламе. В школах и дома необходимо учить детей различным методам урегулирования конфликтов.